В России лишь 43% таксистов застрахованы по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП), что составляет 256,9 тысячи заключённых договоров на начало декабря. Эти данные были опубликованы Национальным союзом страховщиков ответственности.
Эксперты отмечают, что причина столь низкого уровня страхового покрытия кроется в экономии со стороны таксопарков. По словам Наталии Лозинской, исполнительного директора Национального совета такси, перевозчики вынуждены ужимать расходы на фоне роста, затрат на обслуживание автомобилей, выплат по кредитам и лизинговым обязательствам, а также неизменных или недостаточно растущих доходов.
В Общественном совете по развитию такси обращают внимание, что крупным таксопаркам в нынешней экономической ситуации сложно оперативно выделить значительные средства на страхование. Особенно тяжело это сделать в зимний период, когда расходы на подготовку автомобилей увеличиваются. Например, для парка из тысячи автомобилей стоимость страховых премий может превысить 3,5 миллиона рублей, что составляет около 3,5 тысячи рублей на одного водителя.
Экспертные мнения расходятся
Несмотря на то, что страхование обходится сравнительно недорого в расчёте на одного водителя, многие таксопарки предпочитают эти средства экономить. Однако президент Всероссийского союза страховщиков Евгений Уфимцев утверждает, что подобные траты не являются значительной нагрузкой на бюджет перевозчиков. При этом он подчёркивает, что выплаты пассажирам за вред здоровью могут достигать 2 миллионов рублей, в зависимости от тяжести и характера травм.
Почему страховщикам это выгодно?
Сегмент ОСГОП интересен страховым компаниям, поскольку связан с относительно невысокой убыточностью. Это значит, что выплаты по страховым случаям, как правило, не превышают собранные премии. Однако низкий уровень заключённых договоров ограничивает возможности защиты пассажиров и создаёт риски как для самих таксистов, так и для их клиентов.
Итог
Экономия на обязательном страховании может быть опасной стратегией, особенно в условиях высоких рисков дорожно-транспортных происшествий. Пассажиры остаются уязвимыми, а таксопарки, отказываясь от страховки, перекладывают финансовую ответственность на водителей. В конечном счёте, проблема требует комплексного решения, включающего экономические меры поддержки для перевозчиков и усиление контроля со стороны регуляторов.