Какие риски нужно застраховать при езде на самокате и какие нюансы здесь возникают
Страховой агент из компании «РЕСО Гарантия», Елена Копышева, рассказала, что важно страховать, если вы передвигаетесь на самокате. Основные риски, которые следует обезопасить – это получение травм при катании и возможности причинения ущерба здоровью или имуществу других лиц. Для защиты от травм подходит стандартный полис страхования жизни от несчастных случаев. Страховые компании предлагают разные варианты, но, к сожалению, не многие россияне привыкли беречь свое здоровье таким образом. Каждое лето число самокатных травм возрастает, и чем быстрее едет человек на самокате, тем серьезнее могут быть последствия падений и столкновений.
Если у вас есть страховка, вы сможете компенсировать расходы на лечение, покупку лекарств и другие необходимые материалы для восстановления здоровья. Также Копышева отметила, что самокатчики могут наносить вред третьим лицам, и в таких случаях стоит подумать о страховании гражданской ответственности. Однако пока ни самокатчики, ни страховщики не полностью готовы к этому.
Компании, которые предлагают самокаты в аренду, часто включают страховку гражданской ответственности в стоимость проката. Что вызывает недовольство у пользователей, которые считают это навязыванием дополнительных услуг. Возникают вопросы, почему при аренде самоката нужно специально отказываться от страховки в приложении, а не наоборот.
Три вида рисков при страховании самокатчиков
Сергей Бирюков, учредитель компании «Разумное страхование», обсуждает три основных риска, которые могут быть покрыты страхованием для тех, кто использует электросамокат. Во-первых, страховка может покрывать несчастные случаи, которые могут произойти с пользователем самоката, с лимитом выплат до 2 миллионов рублей. Во-вторых, есть страхование ответственности за ущерб, причиненный третьим лицам, также с максимумом в 2 миллиона рублей. И, наконец, предусмотрено страхование электронных устройств самокатчика с лимитом до 100 тысяч рублей.
Страховые полисы обычно оформляются компаниями кикшеринга. При этом пользователи либо застрахованы автоматически и без дополнительных затрат (расходы компании включены в плату за аренду), либо могут подключить страховку как дополнительную услугу за свой счет при бронировании самоката через приложение. Когда страхование является платной опцией для пользователя, компания кикшеринга зачастую выступает в роли посредника между клиентом и страховщиком и может получать комиссию, которая может превышать 70%.
Бирюков считает, что иногда более выгодно приобретать страховой полис напрямую у страховой компании, но на текущий момент рынок не предлагает широкий выбор доступных продуктов. Поэтому потребителям приходится вести индивидуальные переговоры со страховыми агентами, чтобы получить удобные условия и приемлемую стоимость страхования.
Сколько стоит страховка для самокатчиков на одну поездку
Алексей Смирнов, который является директором по развитию в компании «STEP. Транспортные решения», рассказал о стоимости страховки для пользователей шеринговых самокатов при одной поездке. Как правило, такая страховка включена в приложения для аренды и покрывает страхование жизни, здоровья и имущества пользователя. Если арендатор решает подключить эту опцию, она обойдется ему в сумму от 15 до 49 рублей за раз — цена зависит от компании и выбранного пакета услуг. При страховых случаях выплаты могут достигать до 500 тысяч рублей.
Что касается личных самокатов, на них пока что не распространяется обязательное страхование авто гражданской ответственности (ОСАГО).
Смирнов также отметил, что самокаты официально классифицируются как средства индивидуальной мобильности и входят в Правила дорожного движения. Это означает, что любое ДТП, в котором участвует самокат — будь то столкновение с автомобилем, мотоциклом, другим самокатом или пешеходом — рассматривается в соответствии с действующим законодательством.
Для самокатчиков нужно создавать аналог ОСАГО, но есть проблемы
Елена Копышева, эксперт в области страхования, считает, что потребуется решить вопрос об обязательном страховании для пользователей самокатов по аналогии с ОСАГО. Однако перед введением такой системы стоит серьёзная проблема: любое обязательное страхование требует официальной регистрации того, что страхуется. Но самокаты в настоящее время не являются транспортным средством, которое нужно регистрировать, и поэтому ГИБДД не контролирует их.
Еще одно препятствие — это сложность идентификации самоката, особенно когда дело доходит до ДТП. Самокаты сложно отличить друг от друга, а их владельцы — быстро удаляться с места происшествия. К тому же, даже если есть видеокамеры, у самокатов нет номеров, которые можно легко прочитать и идентифицировать.
Идентификация водителя самоката также представляет трудности, поскольку многие мужчины, которые чаще всего используют самокаты, предпочитают одежду в похожем стиле, что еще больше затрудняет опознание. Именно по этим причинам Центробанк выступает против введения обязательного страхования гражданской ответственности для самокатчиков до тех пор, пока не будет найдено надежное решение для их идентификации.
Копышева рекомендует пользователем самокатов приобретать полисы страхования от несчастных случаев с хорошим покрытием на случай травмы на сумму около 300–500 тысяч рублей. Такие полисы являются стандартными решениями от страховых компаний и не требуют подтверждения дохода. Стоимость полиса может быть от 3 до 7 тысяч рублей, что не так уж и дорого за уверенность в получении качественной помощи в случае несчастного случая.